Материал из OurBaku
Перейти к: навигация, поиск



Нариманбеков Фарман Амирбек оглы - инженер-энергетик и его жена Ирма, репрессированы

Обсуждение ЗДЕСЬ

? - ?

Представитель старинного дворянского карабахского рода.
Родился в Шуше.
Отец – Амирбек Нариманбеков, адвокат . В период АДР был губернатором Баку.

Когда в 1918г. набиралась группа студентов для обучения в европейских университетах, Фарман был одним из них.
Начал свою учебу он в Тулузском университете, на энергетическом факультете.
В Тулузе он познакомился с француженкой из Гаскони портнихой Ирмой Лярудэ.
В 1924г. они поженились.
13 июля 1926г.в Каннах у них родился первенец - сын Видади [1]. Позднее семья Нариманбековых переехала в Париж, жили они на Монпарнасе.
Фарман Нариманбеков продолжил свое образование в Сорбонне, а его молодая жена работала в модельном шляпном салоне.

В 1929г. Фарман Нариманбеков принимает решение вернуться в советский Азербайджан. Семья Нариманбековых вернулась в Баку.
Специалист-энергетик Фарман принимает участие в строительстве Мингечаурской ГЭС, одной из самых крупных строек Азербайджана того времени.

7 августа 1930 года в Баку у них с Ирмой родился второй сын Тогрул, ставший также художником. [2]

Narimanbekov.jpg
Ирма Лярудэ с сыновьями Видади и Тогрулом

В 1937г. Фарман был репрессирован: арестован ночью прямо на рабочем месте, на стройке в Мингечауре. Советская власть считала неблагонадежными тех, кто побывал в Европе... Затем он был сослан в Сибирь.

В 1941г. была также арестована и сослана сначала в Казахстан, а затем в Узбекистан его жена Ирма.

Нариманбеков-Тогрул-Мама.jpg

Т. Нариманбеков "Мама" (1963)


Мальчики остались одни. Их судьбы могли бы получить совершенно иное развитие, если бы рядом с ними не оказалось их няни Анны Андреевны, образ которой Тогрул любовно и нежно напишет в 1963 году, назвав эту свою картину "Мама".

Анна Андреевна была удивительной женщиной и настоящей няней в полном и прямом понимании этого слова. Она была воспитательницей детей Хана Хойского, а когда те подросли, Хан Хойский порекомендовал няню в дом к своему другу Фарманбеку. Так Анна Андреевна попала и осталась в доме у Нариманбековых.
Эта самоотверженная женщина не просто опекала мальчиков как родных и заботилась о том, чтобы они были накормлены и опрятно одеты, и, что гораздо важнее, сумела уберечь их от дурного влияния уличной среды военного времени, столь опасной для оставшихся без родителей и еще неоформившихся характером детей.


В 1950-ых годах Фарман вернулся в Баку и опять стал работать на Мингечаурской ГЭС.
Его жена вынуждена была до 1961г. еще находиться в ссылке, пока ее оттуда не сумели «вытащить» обратно в Баку ее родные.

Внучка Фармана и Ирмы, заслуженная художница Азербайджана Асмер Тогрул гызы Нариманбекова вспоминает, что бабушка ее позднее ездила во Францию, навещала своих родственников, но уже и не мыслила себя без Азербайджана, это была ее вторая родина.
Она, несмотря на долгие годы жизни среди русских, плохо говорила по-русски. Со своими детьми и внуками она общалась на французском языке.
Фарман Нариманбеков владел испанским, французским, английским, знал 6 иностранных языков в совершенстве.
Ирма знала испанский так же хорошо, как и французский.До последнего часа она шила верхнюю одежду, шляпы.
Ирма Нариманбекова умерла в Баку в возрасте 99-ти лет.

К сожалению, нам не удалось пока найти сведений о дат рождения и смерти Фармана Амирбека оглы Нариманбекова, но мы не теряем надежды, что нам в этом смогут помочь наши читатели.


Примечания:

  1. Видади Нариманбеков (13.07.1926 - 13.12.2001) - Народный художник Азербайджана, Орден Славы "Шехрят", Серебряная медаль им. М. Б. Грекова.
  2. Тогрул Нариманбеков - живописец и график, один из крупнейших азербайджанских художников. Народный художник Азербайджана (1967). Лауреат Государственной премии СССР (1980).
Нариманбеков-Видади.jpg

Видади Нариманбеков

Нариманбеков-Тогрул.jpg

Тогрул Нариманбеков

Источники:
Эсмер Нариманбекова "Большая трагедия знать, что нас сменит необразованное поколение" (сайт azeri.ru)
Галина Микеладзе "Экспрессионист, который пишет страстью" (газета "Каспий")
Гюльрена Каджар «Искусство сотворения праздника» («Палитра» №3 (45),2010)


Обсуждение ЗДЕСЬ

--Jonka 18:19, 16 июня 2011 (CEST)

comments powered by Disqus
Рекомендация close

Главная страница