Строка 17: Строка 17:
 
Я определил функцию, по которой были очерчены арки. А от неё перешёл к нагрузкам, к распору вант, следовательно, к форме оболочки. Ну, а дальше: учёт неравновесных нагрузок, сейсмики, ветра и прочее. Это была интересная работа, захватившая меня всего. Консультант из Гипроморнефти, конструктор Нефтяных Камней Шкапенюк сказал тогда моему непосредственному начальнику Алёше Навасартову: «Что Николай учится в консерватории? Жаль. У него хорошая голова для других дел».  
 
Я определил функцию, по которой были очерчены арки. А от неё перешёл к нагрузкам, к распору вант, следовательно, к форме оболочки. Ну, а дальше: учёт неравновесных нагрузок, сейсмики, ветра и прочее. Это была интересная работа, захватившая меня всего. Консультант из Гипроморнефти, конструктор Нефтяных Камней Шкапенюк сказал тогда моему непосредственному начальнику Алёше Навасартову: «Что Николай учится в консерватории? Жаль. У него хорошая голова для других дел».  
  
Потом, кто строил Нефтяные Камни взялся за строительство Детского театра. И я познакомился с рабочими высшего пилотажа, которые могли и подсказать, и выручить, если ты где-то и напортачил. Я понял: лишнего знания не бывает, ушёл в отпуск и провёл его на стройке. Театр получился и первая в стране висячая железобетонная оболочка тоже. При её монтаже были вытянуты тросы, чтоб избежать их релаксации под нагрузкой. Верно была определена последовательность замоноличивания швов, продольных и поперечных. Сначала поперечных под расчётной нагрузкой, а после её снятия – продольных. К тому времени я уже набрался ума-разума. Пожалуй всё. Вывод. Если ты следуешь скрытому смыслу в слове строить, то есть, задумать, совершить и вложить душу, то всё должно получится, как надо. Последнее действие особенно важно.
+
Потом, кто строил Нефтяные Камни взялся за строительство Детского театра. И я познакомился с рабочими высшего пилотажа, которые могли и подсказать, и выручить, если ты где-то и напортачил. Я понял: лишнего знания не бывает, ушёл в отпуск и провёл его на стройке. Театр получился и первая в стране висячая железобетонная оболочка тоже. До монтажа были вытянуты тросы, чтоб избежать их релаксации под нагрузкой. Был сотворён специальный стенд, на котором расчётным усилием вытягивали тросы, чтобы они "почувствовали и привыкли" к нагрузке. Верно была определена последовательность замоноличивания швов, продольных и поперечных. Сначала поперечных под расчётной нагрузкой, а после её снятия – продольных. К тому времени я уже набрался ума-разума. Пожалуй всё. Вывод. Если ты следуешь скрытому смыслу в слове строить, то есть, задумать, совершить и вложить душу, то всё должно получится, как надо. Последнее действие особенно важно.
  
 
[[Category:Архитекторы]][[Category:Здания]][[Category:Бакинцы о Баку]]
 
[[Category:Архитекторы]][[Category:Здания]][[Category:Бакинцы о Баку]]

Текущая версия на 21:06, 22 февраля 2024

Николай Никонов. О Детском театре.[править]

Я не зря спросил: писать длинно или коротко? Вопрос для приличия, хотя ответ для себя у меня один. Детский театр для меня не просто очередной проект, который обрёл жизнь, а печка от которой я начал танцевать, сооружение, сделавшее мою жизнь, многому меня научившее.

Я вернулся в Баку из Читы с одной задачей: поступить в консерваторию и петь. И её я решил: поступил и пел. Но повиснуть на шее у родителей было зазорно и мне надо было найти работу. Отец не шибко по этому поводу заморачивался, и я быстро понял: хорошей работы мне не видать без протекции. Мой дядька, мамин брат, Ольгерд Францискович Коваль-Божицкий работал в Баксовете. Он очень хорошо ко мне относился. И в моей иерархической градации был большим заведующим: начальником планово-экономического управления Бакгориспокома. Его кабинет находился на одном этаже с кабинетом руководителей Бакпроекта (Бакгипрогора потом). Он поговорил со Щаринским, и меня взяли на работу.

Я смотрю в свою прошлое и понимаю: случайностей не бывает: тот, кто дважды вытаскивал меня из под машин и дальше следил за мной и сделал всё, чтобы я получился согласно его плану. Он привел меня туда, где работали замечательные люди, притащил будущую жену и посадил напротив, за спиной работал архитектурный гений, Вадим Шульгин, а у окон сидели Ада Гельфат и Дина Матвеевна Полякова, которая стала первым моим руководителем. Архитектор, она занималась планировкой жилых образований и, следовательно определяла расположение подпорных стен, которые я начал обсчитывать и вычерчивать. За полгода я навострился и стал щёлкать их, как орешки.

Я вошел в конструкторское братство и стал своим. Нас было много, мы были разными. Чуть раньше я дал бы каждому исчерпывающую характеристику, но сегодня я всех их люблю. И это главное. Но если сравнивать нас с балетной труппой Большого театра, нашей примой, Плисецкой от строительной механики, была Ада Гельфат, она была также красива и даже похожа на Плисецкую. И с этого места я перехожу к Детскому театру.

Я стал своим. И не только Напичканный до ушей всякими смеянностями, быстро и иногда остроумно реагирующий на происходящее вокруг (Вадим обозначил мою реакцию мгновенной), неплохо работающий, я выдвигался на первые позиции в институте. И тут у большущего начальства возникла идея построить в Баку крытый стадион. Конечно, заказ попал в руки Вадима. А меня определили к нему конструктором. Почему меня? Чем была тогда занята Ада? Я думаю, что всю ситуацию рассчитал тот, кто вёл меня по жизни. И дальше было решено - как же здорово работал Вадим - выполнить Детский театр на бульваре (хорошо заказ подвернулся) как натуральный макет стадиона, как проверку собственных сил и умения бакинских строителей. Так что Детский театр - копия оставшегося на бумаге проекта крытого стадиона.

И тут началось главное. Вадим нарисовал несущий контур - две скрещивающиеся арки - так, как у него легла рука. Я подумал : хорошо, если бы арки были бы очерчены по параболам, тогда бы тросы провисали бы по конгруэнтным кривым и нагрузка на арки была равномерно распределённой. Но время ругаться с Вадимом ещё не пришло, и я принялся за работу.

Отвлекусь. Меня уже потом в Москве удивляло: чем занимаются архитекторы на лекциях по теории сооружений? Иногда их построения получаются вне правил и законов строительной механики, хорошо, что Вадим чувствовал конструкции нутром, но другой, московский, архитектор на мой вопрос: кто придумал форму оболочки, гордо ответил – я, не понимая, что она была одной из многих причин, приведшей к жестокой аварии.

Я определил функцию, по которой были очерчены арки. А от неё перешёл к нагрузкам, к распору вант, следовательно, к форме оболочки. Ну, а дальше: учёт неравновесных нагрузок, сейсмики, ветра и прочее. Это была интересная работа, захватившая меня всего. Консультант из Гипроморнефти, конструктор Нефтяных Камней Шкапенюк сказал тогда моему непосредственному начальнику Алёше Навасартову: «Что Николай учится в консерватории? Жаль. У него хорошая голова для других дел».

Потом, кто строил Нефтяные Камни взялся за строительство Детского театра. И я познакомился с рабочими высшего пилотажа, которые могли и подсказать, и выручить, если ты где-то и напортачил. Я понял: лишнего знания не бывает, ушёл в отпуск и провёл его на стройке. Театр получился и первая в стране висячая железобетонная оболочка тоже. До монтажа были вытянуты тросы, чтоб избежать их релаксации под нагрузкой. Был сотворён специальный стенд, на котором расчётным усилием вытягивали тросы, чтобы они "почувствовали и привыкли" к нагрузке. Верно была определена последовательность замоноличивания швов, продольных и поперечных. Сначала поперечных под расчётной нагрузкой, а после её снятия – продольных. К тому времени я уже набрался ума-разума. Пожалуй всё. Вывод. Если ты следуешь скрытому смыслу в слове строить, то есть, задумать, совершить и вложить душу, то всё должно получится, как надо. Последнее действие особенно важно.

comments powered by Disqus