Формирование в советских республиках современных национальных архитектурных школ протекало в 20-е годы в чрезвычайно сложных и неблагоприятных условиях: различие традиций и уровней развития местной архитектуры, дефицит кадров, засилье эклектики и стилизации, неразработанность художественно-композиционных приемов новой архитектуры и т. д. Приходилось не только преодолевать эклектику и "национальную стилизацию", но и проходить через первоначальный период освоения новой архитектуры, который внешне воспринимался как нивелирование национальных особенностей архитектуры.
Лишь освоив все функционально-конструктивные и художественно-композиционные приемы новой архитектуры, можно было в процессе новаторских поисков создавать национальную архитектурную школу (в пределах стилевого единства новой архитектуры).
В целом такой процесс развития архитектуры и происходил в национальных республиках в рассматриваемый период, но он не успел завершиться практически нигде и был прерван в начале 30-х годов на различной стадии.
Для многих республик весь процесс развития архитектуры в эти годы можно условно разделить на три этапа, приблизительно равные по времени (четыре - шесть лет).
Для первого этапа (во время которого во многих республиках еще продолжалась борьба за советскую власть) характерно преобладание эклектики и стилизации в различных "исторических" стилях.
Второй этап (1923-1928) - время наиболее интенсивных поисков "национальных стилей" на базе использования местных архитектурных традиций прошлого.
Третий этап (конец 20-х - начало 30-х годов) характеризуется постепенным утверждением новаторских течений в архитектуре республик, интенсивным освоением опыта новой архитектуры, формированием современных национальных школ.
Возможности для таких процессов формирования современных национальных школ подготавливались в 20-е годы как разработкой теоретических проблем, связанных с проблемой национального и интернационального в современной архитектуре, так и созданием новых кадров для республик.
Сторонники архитектурного авангарда не отрицали необходимости поисков национального своеобразия архитектуры. Но в отличие от сторонников "национальных стилей", ориентировавшихся на использование форм исторической архитектуры, они главное видели в учете местного быта, климата, природного окружения.
При этом они принципиально отвергали формы архитектуры прошлого, связанные с типами зданий, обслуживавших господствующие классы и религию, считая, что прогрессивные национальные традиции более полно отразились в народном зодчестве, при этом прежде всего не в декоре, а в учете местных условий (климата, быта и т. д.) и в характере объёмно-пространственной композиции сооружении.
В конце 20-х - начале 30-х годов в Азербайджане побеждает новая архитектура. Создавая современные по планировке, конструкциям и облику здания, архитекторы стремились при их проектировании учесть местные природные и бытовые особенности.
Характерны в этом отношении рабочие клубы, построенные в стиле конструктивизма в эти годы в Баку и в окрестностях города по проектам братьев Весниных.
Решенные по принципу павильонной композиции и занимая целый квартал с внутренним двором или глубоким курдонером[1], эти клубы имеют сложное объемно-пространственное построение и своим внешним обликом (галереи, открытые террасы, лоджии, балконы) органично включаются в традиционную застройку.
Архитекторы - Александр и Леонид Веснины.
Архитекторы - Александр и Леонид Веснины.
Архитекторы - Александр и Леонид Веснины.
Архитекторы - Александр и Леонид Веснины.
Примечание: