Материал из OurBaku
Перейти к: навигация, поиск

Мишон Александр Михайлович - фотограф, кинематографист, издатель

Mishon.jpg

1858 - 1921

В 1854 г. крепостной крестьянин села Высшая Кропивна Гайсийского уезда Михаил Мишон бежит от своего помещика. Находясь в бегах и нуждаясь в новом имени, он приобретает паспорт на имя дворянина Игнатия Ивановича Березовского.
Под этим именем он живет и работает в различных губерниях (Таврической, Херсонской, Екатеринославской) сначала фельдшером, но после того, как научился фотографировать, становится фотографом.
В 1857г. он женится на Вере Ивановне. В семье рождается трое детей.

Как удалось выяснить авторам статьи «...Мишон здесь же увековечил себя» (журнал «ЖУК», 2004 №2), Александр, видимо, первенец в семье, родился в 1858 г.

После отмены крепостного права Михаил Мишон обратился к императору с покаянным письмом и просил разрешения на возвращение его собственного имени и приписке к мещанскому сословию.
После долгой бюрократической волокиты Мишонам была возвращена их настоящая фамилия.

В 1870 г. в г. Славянске Изюмского уезда Харьковской губернии работало ателье «Фотография господина Мишона», а 16 июня 1878 г. открывает свою фотографию Вера Ивановна Мишон.

Александр Михайлович Мишон унаследовал от отца интерес к фотоделу, а затем и саму профессию фотографа.

В 1877-83 гг. Александр Мишон сотрудничает в качестве корреспондента с «Харьковскими Губернскими Ведомостями», делает попытки открыть в Славянске тпипографию и издавать свою газету «Листок Славянских Минеральных Вод». Но его мечте о собственном издании еще не суждено было сбыться, это он осуществит гораздо позднее, уже живя в Баку. А пока Александр, разочарованный тем, что ему не дали разрешение на открытие собственного издания, уезжает из Славянска в Харьков.
В 1883 г. он открывает в Харькове фотографическое заведение на углу улицы Московская и Слесарного переулка, также он становится совладельцем второго фотоателье «Мишон А. и Конохов В.» (Екатеринославская, 34).

В 1880-х годах количество фотомастерских (прим. - в Харькове) начинает лавинообразно расти, появляется целая плеяда молодых талантливых фотографов: А.М. Иваницкий (1882), М.И. Овчинников (1881), А.М. Мишон (1883) и др. Харьков становится крупнейшим фотографическим центром Юга России, где концентрируются значительные силы специалистов в области фотографии.[1]

Однако или дела харьковского фотоателье пошли не столь успешно, как на то надеялся Мишон, или по молодости ему захотелось увидеть совершенно иные города и веси, только в 1883 г. он, став сотрудником газеты "Южный край"[2] покидает город и отправляется в путешествие по Индии и Персии, "изучая быт населения и делая фотографические снимки наиболее интересных местностей и исторических памятников"[3].
Полтора года провел молодой фотограф в путешествиях, однако неприятности с властями и населением, которые возникли у него, заставили его покинуть Персию, и сотрудник харьковской газеты Мишон появляется в Баку[4]. Причины, по которым был им избран именно этот город, нам неизвестны, но, во всяком случае, это был счастливый для Александра Мишона выбор. Именно здесь он смог достичь высот своей работы и получил известность не только в Баку, но и на Кавказе.
Он вошел также в историю азербайджанского кинематографа. Но все это будет позднее, а пока он переезжает в развивающийся нефтяной центр России, который принимает еще одного фотографа.

Правда, сначала Мишон занимается не только фотографированием. Не имея еще своего фотоателье и, видимо, денег на ведение собственного дела, он становится бакинским агентом фирмы "Покорный[5] и Тюркель[6]", работавшей в Одессе и Вене, и продает фотопринадлежности, располагаясь в фотографии Жоржа.

Мишон не только торгует фотопринадлежностями, но и активно фотографирует Баку и его окрестности. Его фотографии "Новые виды и типы г. Баку" продаются по 75 коп. за экземпляр (сумма по тем временам немаленькая) в магазине А. Оганьянца на Михайловской улице и на Парапете, в магазине канцелярских принадлежностей Тер-Ованесова[7]

Бакинцы любят фотографироваться, а потому фотоателье города не пустуют. Мишон фотографирует превосходно, его имя становится все более известным, он открывает собственное фотоателье "Универсальная фотография" в центре города, на Михайловской улице[8], в доме Мирза-Авакова и Карабекова[9], и тут завистники начинают распускать различные слухи о нем. Все это, видимо, приняло такие размеры, что Мишон нашел необходимым дать в декабре 1886 г. в газете "Каспий" след. опровержение:

Фотограф Мишон вынужден обратиться с просьбою к публике: не верить распускаемым местными фотографами разным нелепым слухам, как, например, о закрытии "Универсальной фотографии" и моем отъезде и т.п., а знать, что если я лично и уезжаю из Баку на короткое время для съемок видов, то фотография всегда остается с персоналом, заменяющим его.

Распускаемые же слухи вызываются только бестактной и бессильной злобой его конкурентов и остается пожалеть только, что они не изберут более благородные способы для ведения ее.

Но в декабре 1887 г. Мишон все же переезжает на новое место и открывает контору фотографии на Торговой улице, в доме Вардзигулова. Там же им открывается специальная "Ландшафтная фотография", где принимались заказы на снимки заводов, промыслов, архитектурных зданий и т. п. В 1888 г., с устройством павильона, была открыта и портретная фотография, на одной из бойких улиц города, хоть и на окраине - на Торговой ул. (тогда это была окраина! - прим.), в доме Абрамянца.

Мишон-1894.jpg

Позднее (1899 г.) мы видим на фирменных паспарту его фотографий еще один адрес - Александровская набережная. В 1902 году фотография А. Мишона открывается в новом помещении на Николаевской улице, рядом с Заведением св. Нины.

Мишон-похороны де Бура.jpg

Мишон активен в своей работе, он не ограничивается только фотографиями тех людей, которые находят дорогу в его фотоателье. Он со своим фотоаппаратом принимает участие и фиксирует все важные для Баку события, фотографические карточки которых позднее можно было у него приобрести.

Мишон-AlexNaberezh.jpg

Мишон фотографирует не только людей, но и по-прежнему делает превосходные снимки Баку и других кавказских городов.

В 1889 г. Мишон выезжает с 5 сентября до 27 октября в Тифлис для участия в Кавказской выставке, вместо него в Баку в это время работает специально им приглашенный фотограф из Варшавы.

В 1890 г. Парижская национальная академия командировала своего "специального ученого корреспондента" на Одесскую фотографическую выставку с целью ознакомления в постановкой и развитием фотографического дела в России. На основании отзыва этого корреспондента некоторые русские фотографы были признаны достойными стать членами Парижской национальной академии. Одним из них стал А.М. Мишон, также приславший из Баку на выставку свои работы. Таким образом, уже в августе 1890 г. его объявления в газетах, равно как и виньетки его фотоателье украшают слова "член-фотограф Парижской национальной академии".

1890-172-10.08.-Мишон.jpg

В начале 1890 г. Мишон открывает в Баку первую на Кавказе лабораторию по производству броможелатинных пластинок. Побудительной к тому причиной явилось то обстоятельство, что эти пластинки массово производились за границей, и в Баку они часто попадали с уже просроченным сроком годности, изменявшим их фотохимические свойства. Поэтому Мишон решил производить их на месте по мере требований, и их тут же можно было использовать в деле.

В марте 1891 г. он участвует во Всероссийской фотографической выставке, устраиваемой 5 отделом Императорского Русского Технического общества в Санкт-Петербурге.
Газета «Новое время» от 19 марта 1891 г. писала:

«Мишон из Баку выделяется громадными снимками восточных городов. Для провинции работы очень хороши.»

В списке наград, присужденных экспертной комиссией по фотографической выставке 1891 г.[10] можно найти в числе "признанных заслуживающими награждением" бронзовой медалью под номером 30 имя А.И. Мишона - "за увеличение" снимков.

Каспий-1891-104-Мишон.jpg


В 1891 г. в Баку создается Бакинский фотографический кружок. У его истоков стоит и знаменитый бакинский фотограф А.Мишон, предоставивший не только свои собственные силы для его создания, но и помещение.
Именно в фотоателье Мишон 14 февраля 1891 г. собрались первые любители-фотографы, желающие стать членами-учредителями, для обсуждения устава будущего кружка. И утвержденный три года спустя, в 1894 г., Министерством Внутренних дел Российской империи устав также зачитывался перед членами кружка в фотоателье Мишона.
В 1894 г. председателем кружка был избран директор реального училища Каменский Е.С., а секретарем – профессиональный фотограф Мишон А.М.


Мишон ведет большую работу, популяризируя фотографическое искусство.

Мишон-уроки фотографии.jpg

В 1891 г. Мишон начал давать уроки фотографии для любителей, предоставив также для своих учеников свою фотолабораторию, где они могли проявлять негативы.
В его фотографии продаются новейшие фотоаппараты для любителей.

В «Фотографе-любителе» №2 за 1895 г. можно было прочесть:

“24 и 27 ноября читались лекции г. А.М.Мишон по истории фотографии, привлекшие, несмотря на дурную погоду, много слушателей“.

Сразу после утверждения устава в 1894 г. А.М. Мишон и К.В. Харичков по поручению общего собрания членов кружка ищут помещение для работы кружка. Помещение снимается в доме Багирова, у Багировского сквера. Здесь уже через три недели проводится первая лекции А. Мишона:

Фотокружок-лекция Мишон.jpg


В 1893 г. Мишон стал вместо А.Н. Суворова издавать справочник «Ежегодник города Баку», где публикует не только адреса и телефоны фирм и организаций, но и обзор событий прошедшего года. Причем, как отмечала газета "Каспий", ежегодник стал много обстоятельнее предыдущих выпусков. Так в ежегоднике на 1894 г., кроме текстовых извещений и обзоров, были напечатаны фотографии как бывшего бакинского вице-губернатора Г.А. Бениславского и действующего в тот период П.А. Лилеева, так и фотографии бывшего и нового городского головы - С.И.Деспота-Зеновича и К.А. Ирецкого.
Последний "Ежегодник Баку" был издан Мишоном в 1895 году.

В 1896 г. А.М. Мишон уже председатель кружка фотографов-любителей и готовит выставку фотографий членов кружка, где также предполагалось показать «публике последнее изобретение в области фотографии – кинематограф Люмьера».
Мишон был первым, кто привез в Баку это новое изобретение.

“17 мая (примеч. - 1895 г.), в воскресение в одном из верийских садов, члены Тифлисского общества фотографов – любителей устроили маевку, в программу которого входило испытание недавно полученного аппарата новейшей конструкции. После съемки некоторых видов и групп последовал обед. Вечером в помещении общества был выслушан доклад секретаря Бакинского фотографического общества А. М. Мишона об историческом ходе развития общества”.[11]

В этот же период (1896 г.) было опубликовано в журнале "Природа и люди" №28 сообщение об открытии директором Бакинского реального училища Евгением Каменским лучей, обладающих фотохимическим действием, а также об опытах фотографа Мишона, который за 11 лет до Рентгена производил опыты в области фотографии, аналогичные рентгеновским, но ничего об этом ранее не публиковал.

Круг интересов Мишон очень обширен.
В 1892 г. он привлекается, например, в качестве эксперта для выяснения тождественности подписей в судебном разбирательстве бакинского окружного суда.
В 1893 г. он подает бакинским властям заявление на разрешение открытия читальни.

Мишон, человек увлекающийся всем новым, не мог не начать свои эксперименты с аппаратом Люмьера, усовершенствованным инженером Карпентье.
И уже в мае 1898 года снял в Баку свои первые сюжеты: «Народное гуляние в городском саду», «Проводы его высочества эмира Бухарского на пароходе "Великий князь Алексей"», «Утро на Базарной улице» (ныне проспект Азербайджана), «Поезд прибывает на железнодорожную станцию».

В газете «Каспiй» от 10 октября 1898 года была опубликована информация:

«Киноаппарат, которым Мишон снимает оживленные фотографии, не имеет аналогов в России. Он позволяет снимать живые сюжеты и демонстрировать их на сцене размером в пять саженей» (сажень - русская мера длины, равная 2,1336 метра).
Мишон-Doby4a nefti - radikal ru-2.jpg

За короткий срок Мишон снял несколько увлекательных сюжетов об известных личностях поселка Балаханы - родины многих крупных бакинских нефтепромышленников, о нефтяных фонтанах этого щедрого на нефть края.
Второй показ фильмов, снятых Мишоном[12], состоялся 6 августа 1898 г. именно Балаханах, в клубе Бенкендорфа, и это явилось одним из ярких событий культурной жизни бакинцев той эпохи.

В газете «Каспий» за 2 августа 1898 года было напечатано следующее объявление:

«В воскресенье, 2 августа 1898 года в театре-цирке В.И.Васильева-Вятского, фотограф А.М. Мишон, снимающий коллекцию оживленных фотографий Средней Азии и Кавказа для предстоящей всемирной выставки в Париже, будет демонстрировать только один раз усовершенствованный «Кинематограф» братьев Люмьер, построенный инженером I. Carpentier.
Между прочими картинами будут показаны:
1. Пожар нефтяного фонтана на Биби-Эйбате.
2. Проводы Его Высочества Эмира Бухарского на пароходе «Великий кн. Алексей».
3. Кавказская пляска.
4. «Попался» - юмористический случай в бакинском городском саду.

ПОДРОБНОСТИ НА АФИШАХ. НАЧ. В 9 ЧАС. ВЕЧЕРА».

Эти короткие киносюжеты были с большим успехом продемонстрированы на всемирной выставке в Париже.

Работы А.М. Мишон, где он одновременно был режиссером, сценаристом и оператором:

  • Пожар нефтяного фонтана на Биби-Эйбате 27 июля 1898 г. Длина – 35 сек.
  • Нефтяной фонтан 4 августа 1898 г в Балаханах. Длина - 35 сек.
  • Проводы Его Высочества Эмира Бухарского на пароходе «Великий кн. Алексей».
  • «Попался»[13]. Юмористический случай в бакинском городском саду.
  • Народные гуляния в городском саду
  • Прибытие поезда на железнодорожную станцию
  • Кавказская пляска
  • Джигитовка конных городовых балахано-сабунчинского полицейского управления
  • Базарная улица на рассвете

В конце XIX – начале XX веков А.М. Мишон издает по своим фотографиям целый ряд открыток с видами улиц, зданий, нефтяных районов и порта Баку.

Mishon-Kaspiy -KavkVystavka.JPG
("Бакинск. торгово-промышл. листок", 28.10.1889 г. №82)

В 1889 г. А.М.Мишон принимает участие в Кавказской выставке предметов сельского хозяйства и промышленности в Тифлисе, где получает за его работы благодарность и ценный подарок из рук Великого Князя Михаила Николаевича.


с 1890 г. его паспарту украшает также и надпись, удостоверяющая, что он в этом году получил благодарность его высочества принца Неополитанского.

В 1895 г. А.М. Мишон, сфотографировавший на вокзале приезд эмира бухарского и поднесший ему большую фотографию, удостоился получить от его светлости серебряную звезду 2-й степени. В фирмане к награде говорилось:

Фирман эмира Бухары благородной.
Ввиду уз дружбы и согласия, связывающих Бухару с могущественным Российско-Императорским правительством на благо и спокойствие народов, пожаловали Мы фотографу Мишону орден Бухарской серебряной звезды второй степени, дабы он, украсив грудь свою, пребывал к Нам доброжелательным.
Эмир Сеид Абдул Ахад. 1299 год.

И с 1895 г. паспарту фотографий Мишона украшает также и орден Бухарской серебряной звезды.

Во второй половине 1908 года Александр Михайлович вместе с семьей оставил Баку и вернулся в г. Изюм.
В Изюме он работает в своем фотоателье, ранее принадлежавшем его матери, издает несколько фотосерий почтовых открыток. Все открытки отпечатаны на различных фотобумагах и по почтовым штемпелям относятся к 1910 – 1912г.г.

В 1911 году он получил право на издание в г. Славянске газеты "Северо-Донецкий край" и в октябре 1911 года обратился с прошением о разрешении перевезти из Баку его типографию. После полной проверки его политической благонадежности, нравственных качеств и поведения 2 ноября 1911 года бакинский градоначальник подписал это разрешение. Однако издание продержалось недолго, и 5 июля 1912 года выпуск газеты прекратился.
В 1913 году он открывает фотографию и цинкографию в Харькове (ул. Екатеринославская, 34).

Видимо, еще в Баку Мишон увлекается революционными идеями. Занимался ли он революционной деятельностью в Баку, а затем в Изюме неизвестно, однако в 1917 или 1918 г. Мишон появился в Воронеже в роли председателя Ревтрибунала. И более никогда он не занимался фотографической деятельностью.

В 1921 г. Мишон выехал в Москву, чтобы добиться смягчения участи приговоренных к расстрелу крестьян, участников Антоновского мятежа.
Под Мичуринском на поезд напали бандиты, Мишона сильно избили. Вернулся он домой больной. Муж его дочери Валентины отвез тестя к родным в район г. Бузулук.
Там он и умер 5 июля 1921 г.

В газете "Воронежская коммуна" была размещена заметка "Смерть т. Мишон", в которой сообщалось о том, что бывший председатель Ревтрибунала, член ВКП(б) Александр Михайлович Мишон скончался 5 июля 1921 года в селе Козелька Вознесенской волости Бузулукского уезда.

Паспарту фотоателье "А. Мишонъ" (1).jpg


Медали, воспроизведенные на обороте его фотографий, указывают на то, что он являлся членом-фотографом Парижской национальной академии, получил награды на фотовыставке 1891 года в Петербурге, был удостоен медали Императорского Российского технического общества, имел благодарности от Высочайших лиц.


В историю азербайджанского кинематографа Александр Михайлович Мишон вошел как основатель азербайджанского кино, человек, через два года после изобретения кино братьями Люмьер, заложивший основы кинематографа в Баку.




Фотоальбом "Баку в фотографиях А.М.Мишона"

А. Мишон: Альбом с широкоформатными фотографиями "Виды нефтяных промыслов торг. дома Бенкендорф и Ко" Балаханы, 1896.

Работы фотоателье "А.Мишонъ"

Примечания:

  1. Фотографы Харьковской губернии. 1851 - 1917
  2. «Южный край» — газета, издавшаяся в Харькове на русском языке с 1 декабря 1880 года по 1918 год.
  3. "Каспий", 5 марта 1885 г.
  4. "Каспий", 5 марта 1885 г.
  5. ПОКОРНЫЙ Иосиф Иосифович (1862 – 20 мая 1914, похоронен в Одессе).
    Литограф с 1879 года в Одессе, в Киеве с 1890-х гг., с 1895-1896 гг. – в Москве, с 1904 года – в Либаве.
    Основным источником рекламы фотографических заведений были «визитные карточки» фотоателье, так называемые паспарту – кусочки картона, размером чуть больше фотографии, которая на него наклеивалась. Паспарту рисовались художниками, самими фотографами или ретушерами и печатались в литографиях.
    Большинство фотографов заказывали паспарту в литографии одесского купца Иосифа Покорного.
    На всех, кроме самых ранних, паспарту сообщалось, что негативы сохраняются. Сохранять негативы стало возможным лишь в 80-х годах XIX века, когда техника фотографии перешла на сухие пластинки. Сделать отпечаток, с хранящегося в ателье негатива, было намного дешевле, чем повторять трудоемкий процесс фотографирования. Поэтому владельцы фотографий вынуждены были хранить огромное количество негативов на стеклянных пластинках.(Вся Одесса
  6. ТЮРКЕЛЬ Леопольд (Türkel Leopold), Вена. Владелец литографии в 1870-1880-е гг.
  7. "Каспий", 25 сентября 1885 г.
  8. Впоследствии ул. Зевина, ныне Азиза Алиева
  9. В этом доме впоследствии располагался кинотеатр "Азербайджан"
  10. Записки Императорского Российского Технического Общества - Журналы Совета ИРТО за 1891г., заседание от 1 мая 1891г.
  11. Грузинский музей фотографии
  12. Первый показ фильмов, снятых Мишоном для предстоящей Всемирной выставки в Париже: "Пожар нефтяного фонтана на Биби-Эйбате 27 июля 1898 г.", "Проводы его высочества эмира Бухарского на пароходе "Великий князь Алексей", "Кавказская пляска" и "Попался" – юмористический случай в бакинском городском саду, состоялся 2 августа 1898 г. в театре-цирке Васильева-Вятского.
  13. Ныне распространен неверный перевод оригинального названия с русского на азербайджанский и обратно на русский: Илишдим (Зацепило)


Источники:
А.Хильковский и М. Жур, ст. «...Мишон здесь увековечил себя» (журнал «ЖУК», 2004г. №2)
сайт Allbest
Словарь-справочник "Российские фотографы (1839 - 1930). Составитель - А.П.Попов
Фотографы и фотографические ателье дореволюционной России
клуб Филокартист
Фотографы Харьковской губернии (1851 – 1917)
Грузинский музей фотографии
Википедия
газета "Каспий" за различн. годы


--Jonka 20:44, 28 мая 2011 (CEST)




comments powered by Disqus
Рекомендация close

Главная страница