Материал из OurBaku
Перейти к: навигация, поиск

Театр Г.З.А. Тагиева в Баку

К началу 1880-х годов население губернского города Баку насчитывало почти 35.000 жителей. Нефтяной бум набирает силу, при этом культурная жизнь города находится в начальной стадии своего развития. Людям хочется культурных развлечений, но их пока в городе совсем немного.
В мае 1880 г. в Баку, проездом в Тифлис, прибыла труппа драматических артистов под руководством антрепренёра Осипова, которая собиралась дать несколько представлений. Осипов заключил с хозяином цирка, располагавшемся в то время на Колюбакинской площади (пл. Парапет – ныне пл. Фонтанов), договор о найме этого помещения.
Бакинская публика, до того почти лишенная всяких развлечений, с радостью посещала представления, несмотря на мало приспособленное для театральных спектаклей помещение цирка и слабую игру актёров.

У Осипова, увидевшего возможность хороших доходов, появилось желание обосноваться в Баку надолго.
«Желание поддерживала и местная публика, давно уже желающая иметь у себя в городе постоянный театр. Но чтобы осуществить его, надо было увеличить труппу… и хоть несколько приспособить здание цирка к зимнему сезону» [1]
Осипов заключил новый договор о съёме цирка с владельцами этого здания Мирза-Аваковым и Карабековым. По этому договору они обязались переделать здание, чтобы его можно было использовать под театр и в зимнее время.
Сам Осипов отправился нанимать новых актёров.

Осенью антрепренёр Осипов открывает свой зимний театральный бакинский сезон. Однако актёры труппы играли, по словам «Каспия», «ниже всякой посредственности. Публика смеялась над ними, сердилась… и всё же посещала цирк, переименованный в русский театр».
Терпение публики было не безграничным, так что зрителей становилось всё меньше и меньше…
И вот в труппе появились новые актёры – А.К. Гончаров и его жена. Уже их дебют показал, что они намного сильнее всех остальных актёров труппы. Зрители вновь стали посещать театр.

Стало ясно, что в Баку можно успешно вести дела, но только с небольшой и хорошо подобранной труппой.
Видимо, в это время и появилась у Гончарова идея самому организовать свою труппу для Баку, в которой он мог бы стать антрепренёром и режиссёром.
К концу 1880 г. труппа Осипова распалась на две части – кто-то остался с Осиповым, кто-то перешёл к Гончарову.

Приблизительно в это же самое время у Осипова, помимо проблемы с распадом труппы, появились проблемы и с помещением.
Деревянное помещение цирка было неотапливаемым, старым, не приспособленным ни для театральных, ни для концертных нужд, и к тому же закончился договор с городом о выделении места на Парапете для цирка. В результате уже в январе 1881 г. здание театра-цирка было снесено.

Обеим имеющимся в городе театральным труппам нужно было искать новое помещение театра.
Вскоре выяснилось, что имелась лишь одна возможность – показывать спектакли в зале зимнего клуба Бакинского Общественного собрания (в здании на Великокняжеском проспекте, где впоследствии будет расположена гостиница «Метрополь», а ныне – Музей азербайджанской литературы им. Низами).

Мнение членов Общественного собрания по поводу разрешения использовать их зал разделилось, какой же труппе отдать предпочтение.
Огромным большинством было принято решение – отдавать зал клуба под спектакли всех имеющихся театральных трупп. Члены клуба посчитали, что у них и так мало развлечений, и клуб только выиграет от постановки на его сцене театральных пьес. Но вскоре труппа Осипова, не выдержав конкуренции, покинула Баку.

Гончаров же решил собрать новую труппу и зимний сезон 1881-1882 гг. также провести в Баку.
Однако ставить спектакли в уже привычном зале клуба Общественного собрания он более не мог, так как в конце 1881 г. совет старшин Общественного собрания отменил постановление общего собрания членов клуба и принял решение в будущем отдавать их зал только для проведения спектаклей в благотворительных целях.

В июле 1881 г. Гончарову удалось найти помещение для устройства зимних спектаклей – он снял дом Красильникова на Николаевской площади, который находился рядом с тюрьмой (ныне на этом месте – здание дома «Монолит»).
Как писал «Каспий», «помещение очень незавидное, но публика должна будет примириться с ним уже потому, что все усилия г. Гончарова найти лучшее помещение оказались бесплодными».

Сезон был для труппы и публики нелёгким. Это было связано как с неровной и малоталантливой игрой актёров, так и с внешними обстоятельствами.
Соседство тюремного туалета было весьма ощутимо в зале театра, а непроходимая грязь на Николаевской улице и прилегающему к театру неблагополучному в силу своей репутации (здесь собирались вечерами амбалы и босяки) району Цициановского сквера создавала огромные трудности при входе и выходе из театра.
Гончаров пытался договориться с Красильниковым о перестройке здания под театр для зимнего сезона 1882 – 1883 гг., но безрезультатно. Красильников не согласился на переделку здания, поэтому новый контракт Гончаровым заключен не был.
Получалось, что Баку вновь оставался без театра...

18 апреля 1882 г. в «Каспии» появляется важная новость о театре:

«У нас наконец будет (…) настоящий театр, тёплый, уютный, со всеми необходимыми приспособлениями. Театром этим мы будем обязаны г. Тагиеву, которому, конечно, за это хорошее дело весь город скажет большое спасибо».

Эта новость появляется одновременно с сообщением, что 18 апреля в Баку прибывает новый Главноначальствующий на Кавказе князь А.М. Дондуков-Корсаков.
Только недавно назначенный Главноначальствующим, кн. Дондуков-Корсаков совершал ознакомительные поездки по подчиненному ему краю и рассматривал все вопросы, связанные с его развитием и улучшением. Лучшего времени для анонсирования строительства нового и единственного в Баку театра найти было трудно.

20 апреля 1882 г. кн. А.М. Дондуков-Корсаков встретился с гласными Бакинской городской Думы, представителями местных нефтепромышленников и городского населения.
При этом он много говорил о значении образования и о том, что развитие образования в среде городского населения должно составлять важнейшую задачу городского самоуправления.
На этой встрече кн. Дондукову-Корсакову представили Г.З.А. Тагиева, в частности, и как строителя будущего бакинского театра, потребность в котором чувствуется всем городским населением.
Главноначальствующий пожал Тагиеву руку, поблагодарил его за хорошее дело и выразил своё удовольствие за решимость построить театр, который, как и школа, будет служить образовательным целям.

Театр начали строить на участке, принадлежавшем Тагиеву. Участок располагался между тремя улицами – Меркурьевской, Горчаковской и Петровской набережной.
Автором проекта был архитектор Х.К. Васильев (он же автор проекта Тифлисского железнодорожного вокзала в Баку).
Наблюдение над постройкой театра осуществлял техник Бакинской городской управы - инженер-технолог Фердинанд Лемкуль.

Позднее «Каспий» опубликовал подробности того, как будет выглядеть будущий театр.

Место, где строится театр, граничит с одной стороны с соседним домом, с двух других - улицами и с четвертой[2] – Набережной. Театр проектирован в мавританском стиле и стоимость его расчитана приблизительно в 30 тысяч рублей.

Автор проекта обратил особое внимание на то, чтобы имелось по возможности больше выходов. Подъездов предполагается четыре: три со стороны улицы и четвертый с Набережной. В случае необходимости увеличить число выходов – можно будет открыть еще две другие двери, также выходящие на улицу.
Стены, по желанию господина Тагиева, будут возводиться на существующих уже фундаментах [3], с присоединением лишь двух новых продольных.
Над зрительным залом, сценой и отчасти над фойе, крыша предполагается стропильная, покрытая железом; над коридорами и другими частями – кировая.
Деревянные, подшитые досками потолки будут только в зале, в фойе и в верхних коридорах; в нижнем же коридоре и сенях предполагаются своды.
Отопление будет производиться голландскими и круглыми печами.

TeaterTag-1887.jpg

Баку. Вид театра Тагиева с Набережной (прибл. 1886 г.)

Время шло, театр строился, постепенно можно было уже определить общий вид театра. Его называли «крайне миниатюрным».

Первоначальные планы, по которым театр мог бы быть построен уже к зимнему сезону 1882 – 1883 гг., оказались несбыточными. В связи с этим было принято решение о его открытии осенью 1883 г.

Весной 1883 г. антрепренер Гончаров ведет переговоры с Тагиевым о найме будущего театрального здания для созданной им труппы для Баку. Устные переговоры завершились «домашними условиями», т.е. не были зафиксированы у нотариуса: Тагиев обязался построить здание к 1 сентября 1883 г. Гончаров отправился по городам России собирать новую труппу для работы в Баку.

Тагиев уезжает в Москву, темп постройки здания снижается. Летом по городу поползли слухи, что здание театра не будет достроено, что Тагиев не сумеет сдать здание вовремя, что вообще неизвестно будет ли это здание театром, что у Тагиева нет денег на дальнейшее строительство…
Тагиев, вернувшийся в Баку, опровергает все слухи объяснением, что в данный момент все его силы и средства необходимы ему для скорого открытия керосинового завода, но затем он со всей энергией возьмётся за дальнейшее строительство театра.

К 1 сентября в Баку приехали актеры. Большой неожиданностью и проблемой для всех них явилось неоконченное здание театра. Гончаров договорился с Общественным собранием о временном использовании их зала для показа театральных постановок.

Зимний театральный сезон открыли в пятницу, 2 сентября 1883 г. в помещении клуба Общественного собрания.
Однако использовать зал можно было только до конца октября, так как затем этот зал был нужен самому Общественному собранию.
Новое здание театра было крайне необходимо уже приехавшей в Баку театральной труппе.
С августа строительство театра пошло более активно, но время было потеряно, и к назначенной новой дате открытия – 1.10.1883 г. – здание готово не было.

«Работы идут горячо и если бы они шли таким образом раньше, то антрепренёр нашей драматической труппы г. Гончаров не очутился в том тяжелом положении, в котором он обретается в настоящее время» (Каспий, 9.10.1883)

Открытие театра было перенесено на конец ноября 1883 г.

25 ноября приемная комиссия осмотрела здание театра, признала его годным к началу работы, но вынесла решение, что внутри театра должны быть до следующего года произведены некоторые изменения для безопасности и удобства публики.
Открытие нового театра, построенного Тагиевым, состоялось 27 ноября 1883 г. показом спектакля «Нищие духом» Н.А. Потехина.

1883-136-30.11.-theaterTag-1.jpg

В июле 1884 г. новая комиссия управы вновь осматривала театр и, осмотрев его, заявила, что если необходимые переделки в здании, о которых было сказано при приёмке театра в 1883 году, не будут сделаны, то представления в текущий сезон разрешены не будут.
Тогда же Тагиев приступил к переделкам в театре, необходимым для создания бóльших удобств и обеспечения безопасности зрителей.

В 1886 г. срок аренды театра Гончаровым истек, и театральное здание было передано новому арендатору-антрепренёру, который, как и все будущие антрепренеры, после заключения договора с хозяином театра сам решал, кому он может, хочет и на какой срок сдавать театральное помещение.

В 1887 г. зал театра был переделан: под вторым ярусом лож с обеих сторон, ближе к авансцене, были построены две большие ложи, специально предназначенные для семейств мусульман, причем ложи были завешаны прозрачной сеткой.

Ремонт был сделан в 1891 г., когда распорядителем театрального здания стал Садых Тагиев, сын Гаджи Зейнал Абдина Тагиева.
Весной 1891 года в театре Тагиева была поставлена новая электрическая машина, освещающая театр не только внутри, но и подъезд, что особенно порадовало публику, вынужденную после спектаклей выходить на неосвещенную улицу.
К осени того же года были сделаны следующие переделки:

  • Зал был перекрашен из белого в пунцовый цвет с некоторой позолотой, что производило очень хорошее впечатление
  • Были также перекрашены коридоры театра
  • Целый ряд прилежащих лавок был присоединен к театральному зданию, и из них был создан огромный зал для буфета, в котором могло поместиться очень много народа, что освобождало коридоры во время перерыров от курящих зрителей.
  • Заново было также отделано хорошими шпалерами дамское фойе.


Большого ремонта здание театра в последующее почти десятилетие так и не увидело, хотя некоторые переделки шли достаточно часто.

TeatherTag-plan-1894.jpg
План театра Тагиева. 1894 г.

В 1897 г. была устроена отдельная курильная комната, был убран целый ряд кресел для создания третьего выхода из партера, а также, на случай пожара или возникшей паники, были добавлены новые выходы из театра.

Театр находился в эксплуатации практически постоянно и, соответственно, обветшал очень быстро, а размеры зала и других помещений не давали возможности посещения бóльшему числу зрителей. Было ясно, что городу необходимо большое и хорошее театральное здание.
Утверждение «прежде, чем говорить о приглашении сюда порядочной труппы, необходимо подумать о порядочном театре», высказанное «Каспием» еще в начале 1890-х годов, не устарело и не потеряло свежести и в последующее десятилетие.

Стал обсуждаться вопрос о создании нового городского театра, однако было ясно, что городской Думе для решения этого вопроса потребуются годы, поэтому все помыслы и надежды любителей театра были направлены в сторону Гаджи Зейнал Абдина Тагиева.
В 1899 году, когда здание театра было сдано в аренду антрепренеру Васильеву-Вятскому, было, наконец, решено начать перестройку по проекту гражд. инженера Когновицкого, утвержденному строительным отделением губернского правления.
Об авторах этого первого крупного ремонта сам Тагиев в письме в газету «Каспий» в 1900 году сказал так:

«Вместе с Когновицким работал по его приглашению и гражданский инженер г. Гославский, по инициативе которого, главным образом, из небольшой переделки, предположенной и проектированной г. Когновицким, произведено капитальное, в пределах возможного, переустройство театра во всех деталях».

Работы, которыми руководили Гославский и Когновицкий, производились в две смены, днем и ночью. Ремонт закончился к концу 1899 г.

Что же было изменено в театре? Подробное описание, данное в газете «Каспий», позволяет нам узнать это столетие спустя.

Было увеличено число мест зрительного зала.
Между прежним ярусом лож и партером был устроен новый ярус на одном уровне с губернаторской ложей, что привело к созданию новых двух коридоров по бокам зрительного зала, куда из главного вестибюля вели две новые лестницы.
Напротив сцены были устроены на чугуных столбах два балкона, вдающихся в зал на 4 аршина (около 3 м), посередине балкона 1-го яруса помещалась ложа хозяина театра Г.З.А. Тагиева. Оба яруса лож были подковообразно закруглены, благодаря чему из лож была прекрасно видна сцена.
На пространстве, занимаемом прежде литерными ложами и срезанной части галереи, был устроен вместительный балкон верхнего яруса. Боковые части галереи оставлены были без перемены.
Пол зрительного зала был сделан со значительным уклоном.
Сообразно с уклоном зала была понижена сцена, что дало возможность сидящим в партере смотреть спектакли, не задирая головы, чтобы увидеть действующих лиц.
Понижено было и место для оркестра, а для резонанса под полом был устроен бетонный обратный свод. Переустроена арка, отделяющая сцену.
Внутри зрительный зал был богато отделан лепной работой в стиле ренессанс и окрашен в палевый цвет с золотой отделкой.
Ложи и барьеры отделаны голубым бархатом.
Во всех коридорах полы были покрыты тометам [4], а лестницы сделаны из мозаично-цементных плит.
Во 2-м ярусе устроено фойе, богато отделанное в мавританском стиле и окрашенное в соответствующие тона. В углах фойе поставлены изящные терракотовые печи в мавританском стиле, а во всех коридорах– новые изразцовые.
Туалеты для публики были устроены на всех трех ярусах, они также были отделаны тометами и изразцами, не забыта была и должная вентиляция.
Из главного вестибюля в обширное помещение буфета вела дверь. Буфет был отделан дорогими обоями и отапливался очень красивой изразцовой каминно-вентиляционной печью. Зрительный зал и все остальные помещения театра освещались электричеством, что «вместе с богатой лепной отделкой помещений придавало театру весьма нарядный вид».

Вся переделка театра стоила около 80.000 рублей, из них только на лепную работу ушло 20.000 руб., а позолота орнаментов обошлась почти в 1.500 руб. - это были огромные по тем временам деньги.[5]
На переднем занавесе сцены помещалась реклама.

Начиная с сезона 1902 - 1903 гг. театр Тагиева находился уже не в аренде отдельных частных, почти ежегодно меняющихся антрепренеров. Была создана постоянная дирекция театра, которая занималась арендной политикой театра.

К началу сезона 1902 г. театр был вновь отремонтирован и были приобретены новые декорации. В театре были устроены две совершенно закрытые ложи для мусульманских семейств.

21 февраля 1909 г. в здании театра произошел большой пожар, начавшийся в парикмахерской, расположенной в здании театра, от небрежного обращения с огнем. Подробности о пожаре и его тушении здесь - Пожар в театре Тагиева 21 февраля 1909 года.

В городе незамедлительно начали расползаться слухи, что Тагиев не намерен более отстраивать театр, в связи с чем на своем первом после пожара заседании в феврале 1909 г. бакинская дума вынесла на повестку дня вопрос о постройке нового, принадлежавшего городу театра. Было решено созвать строительную комиссию для его обсуждения и выработки условий конкурса по составлению проекта постройки городского театра.

В марте 1909 г. на заседании думы докладывался вопрос о постройке театра. Оказалось, что строительная комиссия к окончательному решению не пришла, так как для его принятия не хватало многих данных . Во время дискуссии гласные обсуждали вопросы места, где может в будущем располагаться городской театр, ценЫ его постройки, его дальнейшего содержания и т.п.

Дума вынесла решение:

  • отвести место под театр на Петровской площади (в советское время на ней размещался музей В.И. Ленина), которую город отдаст безвозмездно;
  • помещение рассчитать на 1.500 зрителей;
  • строительство должно осуществляться товариществом на паях;
  • организовать театральную комиссию, которая совместно со строительной комиссией должна заняться разработкой вопроса.


В думу было внесено предложение составить проект постройки городского театра по образцу киевского городского театра. Киевский городской голова, в ответ на запрос, сообщил, что их театр обошелся городу приблизительно в полмиллиона рублей.

Комиссии работали, разговоры шли, а, тем временем, в июне 1909 г. Г.З.А. Тагиев, обдумав этот театральный вопрос, заявил, что будет восстанавливать сгоревший театр.

Градоначальник Баку полковник П.И. Мартынов в июне 1909 г. для освидетельствования уцелевших после пожара стен здания назначил комиссию по председательством инженера градоначальства Сорокина, в которую вошли архитекторы градоначальства и городской управы.

В июле 1909 г. Тагиев предоставил градоначальству и управе проект постройки нового театра. Театр, согласно проекту, должен был вмещать на 600 человек больше, чем сгоревшее здание.
Вместо двух ярусов должны были быть построены три яруса амфитеатра, само здание должно было стать трехэтажным.

Комиссия после тщательного осмотра уцелевших стен нашла их достаточно прочными.
Внутренняя часть театра строилась практически заново.

30 сентября 1910 г. состоялось торжественное освящение нового театра Г.З.А. Тагиева.
К часу дня в помещении театра собралось всё городское начальство, драматическая труппа с её директором, арендатор театра племянник Г.З.А. Тагиева - Мамед Багир Тагиев и другие приглашенные лица.
В зрительном зале соборное духовество отслужило молебен, после него владелец театра д.с.с. Гаджи Зейнал Абдин Тагиев перерезал ленту, протянутую через сцену, и был поднят занавес. При этом исполнялся государственный гимн.
Затем гостям был предложен завтрак.
В пятницу, 1 октября 1910 года, Новый театр Г.З.А. Тагиева открыл свой первый сезон спектаклем по пьесе Л.Н. Толстого «Плоды просвещения».

1910-222-01.10-teaterTag-2.jpg

Этот вечер был, по словам «Каспия», «праздником в храме Мельпомены» - «ярко сияло электричество, кокетливо улыбался свеженький принаряженный театр, рдея красным бархатом», Зрители, осознавая торжественность момента, были одеты с соответствующим шиком, «дополняя кокетливость театра белыми нарядами и черными парами».

Публика всецело была занята в этот вечер обозрением их нового театра.

… (публика) бродила в антрактах по коридорам, по фойе, по всем этажам, по буфетам, ощупывала, осматривала, сравнивала со старым театром. И по игре лица, по полуприщуренным глазам и по отрывочным фразам можно было заключить, что новый театр удовлетворительно выдержал экзамен.

20180416181501!Theater Tagiev.jpg

Баку. Меркурьевская ул., 8. Театр Тагиева (1913 г.)

9 декабря 1910 года мусульманское просветительное общество «Ниджат» организовало в помещении театра Тагиева 30-й юбилей постройки[6] этого театра. Читайте об этом праздновании статью Празднование 30-летнего юбилея театра Тагиева

1910-279-09.12.-teaterTag-Nidgad.jpg

В 1912 г. в театре Тагиева был открыт синематограф, который неоднократно менял свое название. Тогда же были установлены кинематографический аппарат и приспособления сцены для спектаклей миниатюр. Художник И.И. Кравченко заново написал декорации.
Из Берлина прибыл огромный вентилятор-нагнетатель, который был вделан в потолок театра. Этот вентилятор, последнее слово техники, давал возможность поддерживать всегда равномерную температуру и быстро очищать воздух в зале.
Синематограф работал только летом, в «мёртвый» театральный сезон, когда не ставились спектакли и уезжала драматическая труппа, работающая в период зимнего сезона.

1 февраля 1918 года тагиевский театр, как и другие дома в квартале, в результате обстрелов пострадал. Здание было восстановлено после установления советской власти в Азербайджане. По некоторым данным, проект восстановления нового театра составил гражданский инженер главный архитектор г. Баку Зивер-бек Ахмедбеков .

С 17 января 1922-го года по август 1960-го в этом здании на ул. Меркурьевской, 8 (ул. Шаумяна, 8 - с 1929 г.) размещались:
Тюркский Государственный Театр им. Буният-заде (сведения на 1922-1926 гг.)
Тюркский Художественный Театр им. Буният-заде (сведения на 1931 г.)
Азербайджанский государственный драматический театра им. М. Азизбекова (сведения на 1938г.)

TeatherTag 1925-logo.jpg
Баку. План зрительного зала Тюркского государственного театра им. Буниат-заде (1925г.)

С 1960 года, когда было построено новое здание Аздрамы, это историческое здание перешло Театру музыкальной Комедии им. Шихали Курбанова.

Театр Музкомедии.jpg

В конце 1988 г. здание первого бакинского театра было снесено.
На его месте было построено и в 1998 г. принято в эксплуатацию новое здание Азербайджанского государственного театра музыкальной комедии. Современное название театра - Азербайджанский государственный музыкальный театр.
Адрес театра - проспект Академика Зарифы Алиевой, 8

Азербайджанский государственный музыкальный театр. Угол ул. Г.З.А. Тагиева и Ак.З.Алиевой (бывш. Горчаковской и Меркурьевской)


Примечания:

  1. «Каспий»,1881
  2. в оригинале было сказано «с третьей» – прим. авт.
  3. прежних амбаров Тагиева – прим. авт.
  4. Томет – плитка из терракоты, служащая для покрытия полов
  5. для сравнения: чернорабочий мусульманин персидско-подданный, труд которого которого ценился почему то ниже других, получал за 12-часовой день, на своих харчах, 60-65 коп. в день
  6. Театр был построен в 1883 г., почему празднование его 30-летия провели на 3 года раньше срока неясно

Источники: газета «Каспий» (1881 - 1917 гг.)
справочники по городу Баку за различные периоды

©Ирина Ротэ (20.04.2018, 20:30)

© При использовании материалов данной статьи ссылка/линк на сайт "НАШ БАКУ"(www.ourbaku.com) и имя автора ОБЯЗАТЕЛЬНА!
КОММЕРЧЕСКОЕ использовании любых материалов сайта в журналистике: воспроизведение целиком или частями, переработка и распространение и т.п.) возможно ТОЛЬКО с письменного разрешения администрации сайта. Запрос посылается по адресу info(at)ourbaku.com

comments powered by Disqus
Рекомендация close

Главная страница